История борьбы государства с табаком в современной России ведет свой отсчет с февраля 1998 года

История борьбы государства с табаком в современной России ведет свой отсчет с февраля 1998 года, когда на рассмотрение Государственной Думы был вынесен законопроект «Об ограничении курения», разработанный группой депутатов во главе с Н.Ф. Герасименко. Табачные компании задействовали все ресурсы для того, чтобы закон не был принят как можно дольше, а реальные меры, направленные на существенное сокращение потребления табака, были бы нейтрализованы. После трех лет рассмотрения закон был принят в виде, полностью устраивающем табачников. Этому предшествовало скандальное взаимодействие Бритиш-Америкэн Тобакко (БАТ-Ява) с заместителем главы думского Комитета по охране здоровья Ольгой Беклемищевой[1]. Целью сотрудничества, сопровождавшегося выделением средств фонду, созданному О. Беклемищевой, было «убийство закона Герасименко». В результате заказной информационной кампании против инициативы депутата, организованной табачниками на телевидении и в газетах, из законопроекта – уже после принятия в первом чтении – были устранены все существенные ограничения, не выгодные табачным компаниям: рост акцизов до уровня 80% от цены пачки; запрет рекламы табака, спонсорства табачных компаний и демонстрации процесса курения в фильмах; запрет на курение в общественных местах; увеличение площади предупредительной надписи на пачке сигарет до 25%.

История успеха борьбы с законопроектом вошла в отчетность соответствующих подразделений транснациональных компаний, ответственных за взаимодействие с органами государственной власти.[2] По оценкам КонфОП, если бы Государственная Дума ФС РФ, органы исполнительной власти устояли перед табачными компаниями и законопроект был бы принят в первоначальном виде, за прошедшие 10 лет РФ удалось бы предотвратить не менее 1 миллиона преждевременных смертей, вызванных употреблением табака.

Индустрия остается столь же влиятельной, как и 10 лет назад. Аномальный для современного мира рост объемов производства табачных изделий в РФ, концентрация рынка (95% российского рынка контролируют 4 иностранные табачные корпорации), вытеснение табачного лобби из развитых и развивающихся стран – все это мотивирует транснациональные табачные компании на сохранение российского рынка как стратегического. Оптимистичное настроение, связанное с ратификацией РФ конвенции ВОЗ против табака, прошло. С апреля 2008 года государством не была принята ни одна инициатива, направленная на сокращение распространения курения. Табачные компании продолжают писать и эффективно продвигать законы – подтверждением этому служит принятый в декабре 2008 года технический регламент на табачные изделия, официальным разработчикам которого является отраслевой союз «Табакпром». Без всяких объяснений более двух лет не принимается во втором и третьем чтениях законопроект Лебедева-Самошина о запрете рекламы сигарет метро, на вокзалах и других объектах транспортной инфраструктуры. Также без движения лежит законопроект о полном запрете рекламы, внесенный группой депутатов.


Задача данного бюллетеня – фиксировать то, что происходит в нашей стране; собирать воедино и анализировать приемы, к которым прибегают табачные компании для увеличения продаж смертельно опасной продукции, а также продвигать инициативы общественных организаций и государственных органов, направленные на изменение ситуации в деле борьбы с табаком.

 

Дмитрий ЯНИН

Председатель правления Конфедерации обществ потребителей (КонфОП


[1] Библиотека документов табачных компаний  - http://legacy.library.ucsf.edu/tid/kap44a99/pdf?search=%22beklemishcheva%22

[2] Библиотека документов табачных компаний http://legacy.library.ucsf.edu/tid/fxk45a99/pdf?search=%22gerasimenko%22

Body care