18 октября 2012 года Правительство РФ одобрило антитабачный законопроект Минздрава. Этому предшествовало выступление Дмитрия Медведева в видеоблоге, где премьер призвал всех бороться с табачной эпидемией, дал оценку «эффективности» инвестиций табачной отрасли в России, в результате которой с начала 90-х годов показатели женского и подросткового курения были удвоены, выступил за полный запрет рекламы товара. Ранее ни один руководитель страны не высказывался столь жестко в отношении табачных компаний. Публичная поддержка законопроекта членами Правительства Медведева (Игорь Шувалов, Ольга Голодец, Вероника Скворцова, Николай Федоров, Андрей Белоусов, Игорь Артемьев, Геннадий Онищенко), несмотря на противодействие табачных компаний, оставляют надежду на то, что законопроект не будет кастрирован в Государственной Думе. Также дают надежду и результаты опросов общественного мнения - позитивно оценивающих введение запрета курения в общественных местах и окончательный запрет рекламы сигарет (GATS , ВЦИОМ , Superjob1 ).

То, что в Думу законопроект поступит фактически в редакции Минздрава – огромная победа здравоохранного ведомства, которое сталкивается с чудовищным давлением и вмешательством табачной индустрии. Имена депутатов, лояльных в силу разных причин иностранным табачным компаниям, широко известны, и предсказать, что останется в тексте по итогу - никто не может. Последние выборы усилили табачную фракцию в Думе, депутатом стал бессменный руководитель лоббистского союза Japan Tobacco International (JTI) и Philip Morris International (PMI)- Надежда Школкина, получившая пост зампреда комитета по сельскому хозяйству, остались там давние радетели низких цен на сигареты — Геннадий Кулик, Андрей Макаров и Сергей Штогрин.

Именно там, в Думе, был искалечен в 2001 году действующий закон об ограничении курения. Как? Вы ничего не слышали об этом законе? Это потому, что он не работает – несколько парламентариев, образно говоря, «вырвали ему зубы», удалив из него эффективные нормы и оставив зоны для курильщиков в ресторанах, места для курения в учреждениях здравоохранения, образования, административных зданиях. Также поражает по своей величине и единственный штраф за нарушение запрета на курение – 100 рублей за курение в неположенном месте в поезде.

Представители табачной индустрии и их лоббисты выступают против запретов, говоря об их неэффективности. На самом же деле о том, что запреты на курение в общественных местах работают и высокие цены на табак снижают его потребление, можно прочитать в годовых отчетах самих табачных компании своим инвесторам (например, в Германии, Испании, Франции, Польше можно почитать в отчетах Philip Morris за 2008 год или за 2011 год см. ниже).

 

Запрет курения ведет к сокращению рынка табака

Отчет Philip Morris International за 2011 год

Польша

Снижение рынка на 3,3% из-за роста акцизов на табак в 4 квартале 2010г. и втором квартале 2011г., а также из-за введения запрета курения в закрытых помещениях в 2010 году.

Испания

Снижение рынка на 16,6% из-за неблагоприятной экономики и из-за полного запрета курения в закрытых общественных помещениях в январе 2011 г.

Украина

Снижение рынка на 8,1% из-за неблагоприятного влияния роста акцизов в 2010 и в 2011 гг.

 

 

Цена закона для табачных компаний очень велика. Ставка – второй по величине рынок сбыта сигарет в мире (после китайского) и самый значимый рынок для глобальной прибыли PMI и British American Tobacco (BAT). Потенциал закона Медведева - это сокращение рынка продажи сигарет, который сейчас составляет в России 20 миллиардов долларов. Становится понятным, почему табачные компании идут на прямые нарушения статьи 5.3 Конвенции ВОЗ по борьбе против табака (запрет на вмешательство индустрии в разработку политики общественного здравоохранения).

Рынки сигарет в мире

ТОП-5

Китай 2 триллиона 264 млрд. шт. 
Россия 390 млрд.шт.
США 315,7 млрд.шт.
Индонезия 260 млрд.шт.
Япония 233,9 млрд шт

Данные Tobacco Atlas (2009)

В 2011 году основные усилия лоббистов были направлены на то, чтобы ослабить закон на стадии согласования с другими министерствами и не допустить его внесение в Правительство. Летом 2012 года стратегия изменилась – приоритет был отдан не министерствам, а околоправительственным структурам, чьи лидеры являются членами Правительственной комиссии по законодательной деятельности. Так, 9 октября 2012 года, в рамках подготовки к внесению законопроекта, в Аппарате Правительства состоялось обсуждение законопроекта Минздрава РФ «Об охране здоровья населения от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака». Живейшее участие в обсуждении приняли представители орденоносной компании Japan Tobacco International, владеющей 37% российского табачного рынка. Как можно было проигнорировать мнение лидера рынка, получившего в прошлом году государственную награду Орден «Дружбы народов» за вклад в развитие человеческого потенциала России? Видимо, именно такая мотивация была у чиновников, решивших посоветоваться с производителями табака - не помешает ли вам закон, господа? Спрашивать совета у тех, кто успешно генерирует более трети табачной смертности в России, - просто верх абсурда и цинизма! Встреча в Правительстве была инициирована президентом Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александром Шохиным, которому не впервой проводить подобные мероприятия при поддержке или с участием табачных гигантов. Летом РСПП этого года провел круглый стол, на котором представил общественности экспертизу антитабачного законопроекта Минздрава. Из нее следовало, что меры, изложенные в законопроекте, самым пагубным образом скажутся на состоянии российской экономики. По совпадению, пиар-поддержку независимого обсуждения ведущих экспертов оказывало агентство, обслуживающее JTI и PMI – компания PR Inc.

Успешно представив «экспертное заключение» публике, РСПП пошел дальше и привел представителей табачной индустрии прямо в Правительство – чтобы интересы общественного здравоохранения, не дай бог, не возобладали над интересами одной отрасли экономики, принадлежащей более чем на 92% иностранному капиталу.

Еще один участник борьбы с законом - ФГУП «Институт сравнительного законодательства и правоведения» (ИСЗиП) – возглавляется членом Правительственной комиссии по законодательной деятельности госпожой Талией Хабриевой. Любой законопроект, исходящий от Правительства, в соответствии с регламентом, должен пройти экспертизу данного ФГУПа. Удивительно, но руководство института не считает конфликтом интересов параллельное выполнение научно-исследовательских работ на табачную тематику по заказу компании Philip Morris и экспертизу антитабачного законопроекта Минздрава. Как минимум одна работа этого правительственного института была оплачена крупнейшим производителем сигарет в 2012 году через юридическую компанию DLA Piper. По странному стечению обстоятельств, получение гонорара от Philip Morris совпало со сверхжестким отзывом на последнюю версию законопроекта об ограничении курения. В 2011 году эксперты Института поддерживали здравоохранное ведомство, а в нынешнем взглянули на ограничения курения свежим взглядом. Мне очевидно, что институт не должен был выполнять экспертизу закона для Правительства, имея контракт с компанией, против деятельности которой направлен данный закон. В противном случае, помимо вопроса сокрытия конфликта интересов, возникает еще один вопрос: на кого работают такие ФГУПы-монополисты, на частных заказчиков или на государство?

Помимо РСПП, ИСЗиП на борьбу с законопроектом был контрактовано и агентство «Румянцев и партнеры» (тоже были приглашены на совещание в Правительство по предложению РСПП) - особенность которого в том, что его владелец Олег Румянцев — один из авторов и руководитель рабочей группы по написанию действующей Конституции РФ. Получается, у табачной промышленности возникла необходимость привлекать специалистов такого высокого уровня? Столь весомые вложения в лоббистов говорят о том, что запретительные меры законопроекта действительно угрожают существенной прибыли данных компаний.

Помимо традиционных баталий вокруг запрета на курение в общественных местах и о форме продажи сигарет, обсуждался и вопрос жевательного и сосательного табака, который уже 20 лет запрещен в Европейском союзе, но в производстве которого заинтересованы табачные компании. Уместно напомнить, что в августе 2011 года против его запрета в РФ бились несколько министерств, дословно скопировавших в свои официальные отзывы установочный текст British American Tobacco.

Продавать только сигареты индустрии уже мало. Ограничения на курение неизбежно грядут, поэтому табачники ищут альтернативы – жевательный и сосательный табак (который, по данным GATS , в России сейчас потребляет не более 1% населения). Запрещать его, по мнению РСПП, незачем. «Пусть сосут и жуют!» - заявил господин Шохин на совещании. Комментарии тут, безусловно, излишни. В Европейском союзе некурительный табак под запретом с 1992 года (Директива 92/41/EEC), в 2001 году запрет подтвержден Директивой 2001/37/EC по табачным продуктам. Все страны ЕС, кроме Швеции (в стране действует крупнейший производитель жевательного табака), более 20 лет не позволяют табачным компаниям пересаживать потребителей с одного опасного продукта (сигареты) на другой. Согласно данным Американского химического общества, опубликованным в августе 2012 года, в некурительном табаке подтверждено наличие канцерогена нитрозамина, опасного для развития рака ротовой полости .

Конвенция ВОЗ против табака определяет, что "табачные изделия" означают продукты, полностью или частично изготовленные из табачного листа в качестве сырьевого материала, приготовленного таким образом, чтобы использовать для курения, сосания, жевания или нюханья. В отношении всех форм табачных изделий государства должны предпринимать меры по сокращению потребления или полному запрету.

В общем, из обсуждения таких вопросов как:«сосать и жевать» - по Шохину или нет - по мнению Минздрава, оставить ли для официантов ресторанов возможность заработать эмфизему, находясь в прокуренном зале 12 часов в сутки, запретить ли выкладку гламурных пачек в торговом зале, - и сложится «работа» над законопроектом в парламенте. Устоит закон или нет - неизвестно. Ведь вопрос сохранения рынка сбыта в России при глобальном сокращении продаж табака для некоторых - первостепенен.

 

Дмитрий Янин,

Председатель Правления

Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП)

 

 

1. http://www.superjob.ru/community/life/69295/,  http://www.superjob.ru/community/life/69161/

Body care